Консультант
по складской логистике
Автоматизация и оптимизация
работы склада

Проблема: Влияние некоторых свойств товара на класс его оборачиваемости

Недавняя активность по анализу эффективности работы склада крупного дистрибьютера поставила меня лицом к лицу с проблемой, значение которой недооценивается многими. Вероятность ее появления напрямую связана с особенностями определенных товарных групп и многие склады с ней, скорее всего, никогда не столкнутся. Тем не менее, выявление причин этой проблемы и разработка рекомендаций по ее решению стали интересной практикой и дали положительный опыт по решению похожих сложностей в будущем. 

 

Описание проблемы:
На складе хранится непищевая продукция, принимаемая коробами. Хранение и комплектование товара выполняется как коробами, так и поштучно. Товарам присвоен класс оборачиваемости А, В или С, который периодически актуализируется и учитывается при размещении и пополнении. Тем не менее, склад сталкивается с тем, что товары класса А постоянно остаются в зоне комплектования (пикинга) и в зоне хранения при том, что товары класса В и С отгружаются намного интенсивнее.


Итоги изучения причин проблемы:

Всем товарам присвоен класс оборачиваемости и товары конкретного класса имеют жесткую привязку к складским участкам в зоне хранения и в зоне комплектования. При выполнении пополнения привязка к участкам также строго учитывается. При отсутствии места в участке А, товар класса А размещается в ячейке участка В, товар класса В размещается в ячейке участка А или С и т.д., то есть, существует и применяется четкая стратегия размещения и пополнения.


Первой гипотезой было то, что класс оборачиваемости товаров не актуален. Для ее проверки, а также для более глубокого погружения в проблему была запрошена статистика по отгрузкам за три последних месяца. На основании полученных данных был проведен анализ оборачиваемости товаров с присвоением актуального класса оборачиваемости для последующего сравнения с классом, присвоенным в системе.

Дальнейшее изучение особенностей закупок и продаж товаров показало, что все товарные позиции имеют по несколько партий, учет которых ведется как на уровне системы ERP (КИС), так и на уровне системы управления складом. При приемке товаров склад указывает партию на уровне короба, формируя паллеты с одним артикулом строго одной партии. При отгрузке в заказе на отгрузку указывается товар и партия, то есть, отгрузка происходит со строгим учетом партии.

 

На основании полученных данных была сформирована вторая гипотеза: разные партии одного и того же товара имеют разный класс оборачиваемости. Изучение характеристик товаров в системе управления складом показало, что класс оборачиваемости присвоен продукту без учета признаков партии. То есть, если продукт имеет класс оборачиваемости А, то все партии данного продукта получают тот же класс.


Для проверки гипотезы снова была запрошена статистика по отгрузкам за последние три месяца, но с точностью до партий. Было установлено, что одна и та же товарная позиция, но с разными признаками партии, может иметь отличающийся уровень оборачиваемости. 
К примеру:

  • по итогам отгрузок в анализируемый период продукт 100-354 имеет общий класс оборачиваемости А. При этом, партия 70143 отгружена в количестве 57300 шт., партия 70681 в количестве 2600 шт.;
  • по итогам отгрузок в анализируемый период продукт 129-551 имеет общий класс оборачиваемости С. При этом, единственная партия 71255 отгружена в количестве 13050 шт., что превышает количество отгруженной партии 70681 по продукту 100-354 в пять раз.

Таким образом, анализ показал, что присвоение класса оборачиваемости товару без учета признаков партии не отражает реальной ситуации в связи с тем, что разные партии одного и того же товара могут быть востребованы по-разному.

 

Предложенное решение:

По итогам анализа было предложено:

  • вести класс оборачиваемости по связке «товар-партия» для более точного учета ABC-классификации в разрезе конкретной партии товара, что положительно скажется как на стратегии размещения товаров, так и на стратегии комплектования;
  • актуализировать данные по классу оборачиваемости товаров, исходя из новых правил ведения ABC-классификации. В качестве критерия рекомендуется использовать объем отгрузок;
  • при размещении товаров с приемки учитывать класс оборачиваемости. Товары категории А и В размещать напрямую в зону пикинга, если на момент размещения они там не представлены.

Уверен, что своевременное выявление проблемы и ее решение окажут должное положительное влияние на работу обследованного склада в части оптимизации процессов размещения, пополнения и комплектования товаров с учетом класса оборачиваемости.
 

В целом работа по изложенной проблеме показала важность учета партий при расчете класса оборачиваемости товара. Если товар отгружается по партиям, то присваивать ему класс оборачиваемости только по совокупному количеству отгрузок неверно. Правильный подход заключается в том, чтобы класс присваивался связке «товар-партия». Только такой метод обеспечит объективность ABC-анализа и позволит эффективно наладить складские операции, зависящие от класса оборачиваемости товаров.

Сравнение показало, что класс оборачиваемости, присвоенный товарам по итогам анализа фактических отгрузок, не в полной мере совпадает с тем, что указан в системе: несколько товаров с заявленным в системе классом А получили по итогам анализа класс В и С, несколько десятков товаров класса В получили классы А и С, а несколько десятков товаров класса С отгружались с интенсивностью товаров классов А и В. Можно предположить влияние фактора сезональности, но анализируемый период и время проведения анализа пришлись на один и тот же сезон.

ABC-анализ. Кривая Парето