Система выдает задания на комплектование ТМЦ по заказам хаотично, не группирует их по зонам, проходам, рядам. При выполнении задания комплектовщик постоянно перемещается с одного конца склада в другой и сборка одного заказа занимает много времени.
Описание проблемы:
Сотрудник, занимающийся сборкой ТМЦ на складе, получает задания на терминал сбора данных. При этом, система выдает такую последовательность обходя ячеек, что сотрудник вынужден постоянно перемещаться в разные концы склада для подхода к нужному месту хранения ТМЦ. Так, система может выдать задание на подбор из ячейки в 15 ряду, затем направляет сборщика в 17 ряд, далее в 10-ряд и т.д. Данная проблема существенно увеличивает время сборки ТМЦ по заданию и вынуждает сборщика перемещаться по складу с постоянно наполняемым поддоном с ТМЦ.
Предложенное решение:
Склад автоматизирован современной российской системой WMS. Изучение функционала системы показало, что настроенные стратегии не соответствуют текущим реалиям и не учитывают физические особенности склада. Система не учитывает местонахождение сотрудника на складе, выдает задания по принципу FIFO, хотя его соблюдение не является обязательным для склада.
В итоге, было предложено:
Суть его заключается в условном разделении склада на зоны. В качестве таковых могут выступать проходы (аллеи), к примеру, зона 16-17, зона 18-19 и т.д. За каждой зоной закрепляется один сотрудник, отвечающий за все виды движений и за порядок внутри зоны. За каждой зоной также закреплена определенная товарная группа или несколько товарных групп. Сами складские зоны можно поделить на области или участки для хранения определенных товарных групп. К примеру, зона 16-17 предназначена для хранения обуви. Стойки (колонны) с 1 по 10 – это зимняя обувь, 11-15 – демисезонная и т.д. В зависимости от сезонности и объемов хранимых ТМЦ, эти области или участки можно расширять или сжимать простыми настройками в системе WMS на уровне топологии склада.
В этом случае работу склада можно организовать следующим образом:
Такая организация ускорит время сборки заказов, т.к. сотрудник будет перемещаться только в рамках одного прохода. Кроме того, при такой организации становится удобным запуск волны, когда задания на сборку ТМЦ в рамках волны могут группироваться не только по получателю (или другим признакам волны), но и по складской зоне.
Пример:
Для грузополучателя «Магазин» поступило 10 заказов, которые необходимо отгрузить в одно транспортное средство. У всех десяти заказов есть общий признак – грузополучатель. Следовательно, по нему можно запустить волну. В заказах присутствуют ТМЦ, хранящиеся в зонах 1-2, 3-4 и 5-6. При формировании волны система группирует задания на сборку по складским зонам и выдает их соответствующим сотрудникам. Так, сотрудник зоны 1-2 получает задания только из зоны 1-2 и собирает все ТМЦ в своей зоне для всех десяти заказов.
Собранные по заказам паллеты размещаются в зону комплектации для последующей обработки и отгрузки.
В случае необходимости сотрудники разных зон могут оказывать содействие другим в размещении ТМЦ либо в сборке.
Отмечу, что предложенное решение было актуально для конкретного склада и не является универсальным методом решения проблем при сборке ТМЦ на складе.
Для разработки действительно подходящего и эффективного решения для склада необходимо изучить ситуацию, понять причины проблем и только потом приступать к разработке рекомендаций. Из примера выше видно, что не оптимальный маршрут сборщика был связан не только с планированием задания, но также и с размещение ТМЦ и общей организацией работы на складе.