Актуализация данных по товарным остаткам и обеспечение соответствия данных в складской (WMS) и корпоративной информационной системе (ERP) – одна из основных целей автоматизации склада системой управления.
Разница в данных по товарным остаткам может стать не только причиной неполных отгрузок и недовольства получателей, но и привести к конфликтам между коммерческим отделом и складом. Такая ситуация негативно сказывается как на качестве работы компании, так и на ее успешности.
Особо актуальны синхронные проводки документов и идентичные данные по товарным остаткам на тех складах, где хранятся специфические товары, имеющие ряд особенностей и дополнительных характеристик. Это могут быть продукты питания с ограниченными сроками годности, товары, учитываемые по партиям и сериям, одежда и обувь с размерным рядом и т.д. Ведь при сверке недостаточно определить наличие товара, нужно еще добиться наличия товара с определенной характеристикой (к примеру, не просто рубашек, а рубашек 48-размера и т.п.).
В целом, расхождения в данных по товарным остаткам между ERP и WMS могут появиться по следующим причинам:
Проблема потери товара на складе особо актуальна при отсутствии адресного хранения. Но мы рассматриваем только те склады, которые автоматизированы системой WMS и, следовательно, используют в работе настроенную систему адресного хранения.
Потери товара на складе могут иметь несколько причин: от неверного выполнения задания системы до падения на другой ярус. Подробно решение проблемы потери товара на складе описано в этой статье.
Причиной расхождений между ERP и WMS может стать проблема с обменом информацией между этими системами. Нерегулярный обмен данными может привести к тому, что движение товара в одной системе не отражается в другой. Отсюда и расхождения в товарных остатках.
Для обеспечения синхронной проводки документов в системах необходимо настроить такую интеграцию между ERP и WMS, которая обеспечивала бы постоянный обмен данными. Помимо этого, документы, выгруженные из одной системы в другую, должны соответствующим образом проводиться. В некоторых системах ERP и WMS это делается вручную, что потенциально может стать причиной расхождений. К примеру, склад принял товар и в WMS был создан документ приемки. Этот документ выгружается в ERP и какое-то время не проводится. Это приводит к тому, что на время отсутствия проводки документа приемки в ERP имеют место расхождения, т.е. товар складом фактически принят, но еще не может быть отгружен, т.к. в ERP его еще нет. Или наоборот: склад отгрузил товар по заказу и выгрузил в ERP факт отгрузки, но документ не был проведен. В итоге товара на складе фактически нет, а в ERP он еще числится на остатках.
Для решения этой проблемы можно настроить автоматическую проводку документов в ERP по факту получения информации из WMS в рамках обмена. Если же до проводки прихода в ERP необходимо провести какие-то действия с товаром (к примеру, контроль качества, экспертизу, отбор проб и т.д.), то приход в ERP можно провести, но при этом оприходовать товар на склад определенного вида, к примеру, склад карантина. После проведения необходимых действий товар может быть перемещен в ERP на тот склад, с которого возможна его продажа.
Полезной также будет периодическая сверка документов и движений между базами, которая сможет своевременно показать проблему и поможет ее вовремя решить. Для проведения такой сверки необходимо в обеих системах иметь эффективный инструмент – настроенную и работающую систему отчетов:
Подробно механизм сверки движений рассмотрен в этой статье.
Что касается двух оставшихся причин, то способы их решения, в принципе, одни и те же. Если есть подозрение на то, что товар отгружен излишком по одному из последних заказов, либо отгружен товар с иными характеристиками, нежели были в заказе, то первым делом склад через менеджера по продажам, обслуживающего данного получателя, может направить получателю официальный запрос с просьбой проверить товар на предмет излишков или неверных характеристик (размеров, цветов, партий и пр.). Но это еще не решение проблемы.
Минимизировать подобного рода ошибки можно несколькими способами:
В данной статье приведено описание общих мер, которые помогут решить проблему обеспечения соответствия учетных и фактических остатков. Но каждый склад и каждая система WMS имею свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе наиболее оптимального и эффективного пути решении проблемы.
Для этого, необходимо свежим взглядом изучить бизнес-процессы на складе и выявить причины расхождений. Ведь, как показывает практика, эти причины могут крыться не только в ошибках склада, но могут иметь и более глубокие корни.