Оптимизация планирования сборки заказов (пикинга) в системах WMS

Страница содержит уникальный авторский текст. При копировании материалов обратная ссылка обязательна!


Цель внедрения любой системы управления складом – автоматизация складских процессов. Это подразумевает под собой автоматическую выдачу системой заданий исполнителям на выполнение тех или иных складских операций.

Система WMS будет эффективно работать и сможет повысить качество работы склада только при условии полной и правильной настройки всех правил и стратегий. Вместе с тем, при реализации любого проекта по автоматизации склада следует находить такие решения, которые в первую очередь удовлетворяли бы потребностям склада и облегчали бы его работу. Подгонка складских бизнес-процессов под возможности системы WMS, равно как и безынициативная автоматизация склада без оптимизации процессов – неверный и заранее обреченный на неудачу путь. Нужно максимально детально прорабатывать концептуальный проект системы, дабы найти золотую середину между возможностями системы и потребностями склада.

Оптимизация складских процессов и упрощение работы сотрудников склада – очень важные моменты, на которые следует обращать внимание в проекте по внедрению WMS. 

Одним из таких моментов является оптимизация пикинга. По сути пикинг – это тот самый процесс, ради эффективности и точности которого настраиваются стратегии размещения товаров, пополнения ячеек, ABC-анализ и многие другие функции системы WMS.

Для того, чтобы оптимизировать пикинг и настроить систему WMS таким образом, чтобы данная функция стала эффективной, нужно для начала ответить на вопрос: что такое оптимальный пикинг с точки зрения склада?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным и включает в себя несколько требований:

1. постоянное наличие необходимого товара в зоне пикинга;

2. минимизация пробега комплектовщика;

3. я бы добавил сюда требование по оптимальному объему товара, выдаваемому системой каждому отдельному комплектовщику в виде задания.

Рассмотрим каждое требование по отдельности.

1. Для обеспечения наличия необходимого количества товара в зоне пикинга используется такая функция системы WMS, как пополнение (или подпитка). Эта функция полезна тем, что она избавляет от необходимости постоянного наличия любого товара в зоне пикинга и позволяет держать товар в зоне хранения, что особо актуально в тех случаях, когда зона пикинга физически не способна вместить весь товарный ассортимент склада. При этом, зона хранения может быть представлена как в виде физически отдельной зоны на складе (к примеру, узкопроходные стеллажи), так и находиться на одном стеллаже с ячейками пикинга, но на верхних ярусах (нижний ярус — пикинг, остальные — хранение).

Пополнение зоны пикинга можно настроить несколькими способами: 

  • по минимальному товарному остатку, который должен находиться в зоне пикинга; 
  • по текущей потребности согласно обрабатываемым заказам.

Помимо пополнения из зоны хранения, применяется также прямое размещение товаров из зоны приемки в зону пикинга. Это тоже своего рода пополнение и такую функцию можно применять в тех случаях, когда, согласно стратегии хранения, требуется постоянное наличие конкретного товара или определенной партии (срока годности) товара в зоне пикинга, либо товар востребован по текущим заказам. Если товара нет в зоне хранения, то по мере приемки он может быть сразу размещен в зону пикинга, избегая временного размещения в зоне хранения. Но для реализации такой функции потребуется постоянный анализ системой остатков товара в зоне пикинга при планировании размещения паллет из зоны приемки. Причем, потребуется учитывать и уже запланированные к размещению паллеты, то есть, запланированные операции пополнения по каждому артикулу, дабы не разместить в зоне пикинга лишний товар.

2. Для минимизации пробега комплектовщика целесообразно сделать, как минимум, три вещи:

а) определиться со схемой обхода ячеек. Здесь может быть несколько вариантов в зависимости от конфигурации склада: сначала все ячейки первого яруса, сначала все четные ряды, сначала все верхние ярусы, сначала все ячейки в определенной аллее и т.п.;

б) разместить товар согласно классу оборачиваемости. Это можно сделать как размещением товара определенного класса на конкретном ярусе, так и по принципу удаленности от начала стеллажа (для повышения доступности товара и сокращения времени для пикинга). В первом случае, товар класса оборачиваемости А размещается на нижнем ярусе (полке), B – на втором и т.д. Смысл в том, что наиболее востребованный товар лежит ниже и доступен для пикинга без использования складской техники, т.е. комплектуется быстрее. Во втором случае товар класса оборачиваемости А размещается на ближних от начала стеллажа ячейках, что минимизирует потребность углубляться в зону пикинга для комплектации товара. Тот товар, что востребован реже, может лежать и подальше;

в) настроить в системе порядок обхода ячеек таким образом, чтобы при планировании пикинга и выдаче заданий система соблюдала бы определенный алгоритм. Можно, к примеру, привязываться к номеру стеллажа: сначала № 01, затем № 02 и т.д. Другой вариант – создать в топологии системы WMS области (т.е., определенные множества ячеек) и настроить систему таким образом, чтобы она обходила эти области в определенной последовательности. Еще вариант – использовать в настройках ячеек такой признак, как «рейтинг ячеек». По сути, это – числовое поле, допустим, 4-значное. При планировании комплектации система сортирует в задании ячейки по числу рейтинга от меньшего к большему или наоборот. В целом, разные WMS-системы могут предоставлять разные стандартные возможности по настройке порядка обхода ячеек.

3. Оптимизация объема товара, выдаваемого в задании отдельно взятому комплектовщику. Зачастую WMS-системы настраивают таким образом, чтобы при планировании задания на пикинг каждому отдельно взятому комплектовщику выдавалось то количество товара, которое может уместиться на один поддон. Это делается для того, чтобы ему физически было удобно перемещаться с одним поддоном по территории склада в процессе пикинга и складывать на него товар.

Могут иметь место ограничения по количеству выдаваемого к пикингу товара (если товары, к примеру, хрупкие) либо по его совокупному весу (если товары тяжелые). В любом случае, такие настройки будут работать корректно только при условии правильного внесения в систему WMS весовых и габаритных характеристик товара, а также типов и вместимости используемых поддонов. Ошибка или неверные сведения в характеристиках даже одного товара могут привести к неверному планированию всего заказа.

При штучном пикинге в системах WMS обычно используется такой параметр, как типоразмеры коробов. Для обеспечения оптимального пикинга штучного товара система при планировании операции определяет объем подбираемого товара и типоразмер короба, который может вместить нужное количество.

К примеру, необходимо отобрать 5 различных артикулов по несколько десятков штук. Исходя из объема планируемого к отбору товара, система просчитывает количество коробов определенного объема, в которые этот товар можно сложить. Далее, WMS выдает комплектовщику информацию о том, сколько пустых коробов и какого типа следует взять для выполнения задания. Эти короба можно промаркировать, присвоив им уникальный ID.

При выполнении пикинга система будет выдавать задание о том, из какой ячейки какое количество товара следует отобрать и в какой конкретно короб его сложить. Это позволит не только отслеживать действия комплектовщика более детально, но и оптимизировать загрузку транспортного средства, т.к. мы на уровне системы получим информацию о весе и вместимости каждого отдельно взятого короба.

Здесь также можно применить правило совместимости товаров для того, чтобы система не давала задание на размещение разных артикулов в один и тот же короб.

Следует помнить, что все описанные выше методы оптимизации пикинга работают только при условии внесения в систему корректных данных по характеристикам товара. Если WMS не планирует операции и не выдает задания, значит каких-то настроек не достаточно либо они не верны.

Привлечение опытного консультанта поможет решить проблемы Вашего склада. Независимый консультант — это свежий и беспристрастный взгляд, профессиональный подход и лучшая практика в моделировании и оптимизации складских процессов.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...